Читайте....
И чего это мне, русскому человеку, вздумалось говорить о бандеровцах? Мне, моим родственникам и знакомым бандеровцы не сделали ничего хорошего и ничего плохого. Я живу далеко от Украины, в Сибири, где о бандеровцах никто не спорит. И платить мне за мою работу никто не собирается. . . Именно по этим причинам я и пишу о бандеровщине.
На 'Сайте про Степана Бандеру' помещена замечательная статья Джорджа Оруэлла 'Заметки о национализме'. Там есть такая мысль: 'Существует масса вопросов, на которые вы можете получить честный ответ только от того, кому безразличен затронутый предмет и чье мнение, возможно, в любом случае никому не нужно'. Если эта мысль правильная - у меня есть шансы честно ответить на некоторые вопросы, связанные с этой темой.
О бандеровщине сказано немало, может быть даже сказано все, что только можно. Есть очень добротная статья о Степане Бандере Виктора Марченко, написанная более 10 лет назад, в 1997 году. Виктор Марченко старается поделиться с читателями своими знаниями, а не навязать им свое мнение, и при этом автор знает больше, чем пишет. И другие хорошие статьи и книги есть. . .
Но при этом существует огромное количество публикаций, переполненных тенденциозностью, полуправдой и явной ложью. Многие украинские историки и публицисты брешут, прямо как. . . многие русские историки и публицисты. . .
А уж как в России сейчас брешут!..
Приведу только один пример, весьма показательный.
Многие русские и украинцы читали книги талантливого советского писателя Аркадия Петровича Гайдара. Но Гайдар был не только хорошим писателем. Это был отважный благородный человек, погибший в бою с врагами своей Родины. Любая нация может гордиться такими людьми. . .
А что у нас, в России?
А у нас русский православный монархист Владимир Солоухин опубликовал клеветническую книжонку, в которой обвинил Гайдара в зверских расправах над мирным населением в Хакасии, во время борьбы с местными повстанцами. . . Якобы за жестокость Гайдар даже на полгода был исключен из партии. . .
Когда подняли архивные документы, выяснилось, что никаких зверских расправ не было. Противники уважали Гайдара и вели с ним переговоры о прекращении борьбы. . . Тогда на Аркадия Петровича с 'советской стороны' пошли доносы, что он хочет перейти на сторону повстанцев. . . Расследованием деятельности Гайдара в Хакасии занимались шесть различных инстанций. Когда данные об 'измене' не подтвердились, пытались найти хоть какой-то компромат на него. В результате нашли: в отряде Гайдара не велись протоколы партсобраний, за что он и был временно исключен из партии. . .
Есть неопровержимые доказательства того, что писанина Солоухина - это подлая клевета.
Но эта клевета 'расползлась', многократно повторенная разными людьми, попала в справочные издания. . . Многие до сих пор верят. . .
Поэтому, когда я читал о преступлениях бандеровцев, невольно возникал вопрос: 'Да все ли правда, в чем их обвиняют?..'
Безусловно, среди бандеровцев были и изверги, особенно в 'службе безпеки'. Изверги были и будут в любом массовом движении, признающим вооруженное насилие в качестве метода борьбы. А в карательные органы всегда стремятся попасть люди с садистскими наклонностями и бандеровская 'служба безпеки' не была исключением. . .
Для того чтобы делать какие-то выводы, нужно выслушать обе стороны. Нужно знать не только то, что говорят обличители, но и то, что доказывают защитники. А с апологетикой бандеровщины большие проблемы. Слишком уж много безграмотных и примитивных аргументов выдвигает большинство 'адвокатов бандеровщины'.
Например, в интернете можно прочитать 'Открытое письмо к мэру Харькова Добкину М. М. про евреев и УПА' от 29 октября 2007 года группы современных украинских интеллигентов. (О самом Михаиле Добкине, как человеке и мэре, ничего сказать не могу, - не интересуюсь современными политиками, особенно зарубежными, - зато доводы его оппонентов 'разят наповал').
Привожу выдержки из этого письма:
'Уважаемый Михаил Маркович!
22 октября в телемосте на канале ОТБ Вы назвали воинов УПА недобитками. А позже, очевидно, пытаясь сгладить политически некорректное заявление, сказали, что просто не можете спокойно на них смотреть, т. к. Вы - еврей, и Ваши родственники покоятся в Дробицком яру. В данном случае Вы допустили не только политическую некорректность, но и историческую ошибку. УПА не имеет никакого отношения ни к Дробицкому, ни к Бабьему, ни к какому другому яру, равно как и к Холокосту и геноциду еврейского народа. Наоборот! Так называемые 'бандеровцы' спасли тысячи евреев от смерти, рискуя собственной жизнью, подделывали документы, прятали в подвалах и так называемых 'кри?вках'. Практически вся санчасть УПА состояла из спасенных 'бандеровцами' евреев, которые вместе с украинцами, русскими, армянами, сербами, грузинами и представителями других национальностей боролись за свободу Украины против нацизма и сталинизма.
Конечно же, известно много фактов бытового антисемитизма, который существовал во все времена, практически во всех странах и нередко, особенно в условиях войны, приводил к погромам и убийству евреев. Справедливости ради признаем, что были такие единичные случаи и со стороны будущих воинов УПА до 1942 года, когда съезд ОУН(б), т. е. ОУН Степана Бандеры, который в это время, кстати, сидел в гестаповской тюрьме, принял программное решение о недопущении антиеврейских акций и спасении евреев от геноцида.
Мы прекрасно понимаем, что Вас еще в школьные годы ввела в заблуждение советская пропаганда, которая изображала воинов УПА наряду с полицаями или дивизией СС 'Галичина', как эдаких украинских националистов-юдофобов, которые сотрудничали с немцами и участвовали в массовом уничтожении евреев. Это была сознательная ложь и извращение исторической действительности. (. . .)
В подтверждение непричастности УПА к геноциду евреев приведем в пример слова известного политического деятеля и дипломата государства Израиль Стеллы Кренцбах, которая в своих воспоминаниях писала:
'То, что я сегодня живу и все силы моих 38-ми лет отдаю свободному Израилю, я обязана, очевидно, только Богу и УПА. Членом героической УПА я стала 7.11.1943 г. В нашей группе я насчитала 12 евреев, из них 8 врачей. . .'
Вот, в общем-то, и все аргументы. . .
Можно подумать, что массовые убийства евреев на Украине в годы Великой Отечественной войны были следствием бытового антисемитизма. . . (Но это настолько глупо, что, скорее всего, авторы письма, несмотря на свою 'интеллигентность', просто неудачно сформулировали мысли.)
А на каком основании подписанты письма могут утверждать, что случаи перехода на сторону УПА украинских полицаев, участвовавших в убийствах евреев, были 'единичными'? Уничтожение евреев немцы в основном поручали карателям из местного населения. . . Даже в советской литературе отмечалось, что на сторону советских партизан переходили бывшие полицаи, иногда целыми подразделениями. Что же: к советским партизанам переходили, а к бандеровцам - нет? (Подписанты почему-то слово 'бандеровцы' пишут в кавычках, но в более грамотных статьях кавычек нет. Сами бандеровцы к такому наименованию относились вполне лояльно.)
Германский 'новый порядок' пугал и многих из тех украинцев, которые участвовали в уничтожении евреев. В 1941-1943 гг. в Бабьем Яру было расстреляно более 600 членов 'мельниковской' ОУН, среди которых были и воинствующие антисемиты. . .
Без сомнения к бандеровцам переходили и бывшие каратели, в том числе такие, кого советские партизаны поставили бы к стенке. Очень сомнительно, что во всех отрядах УПА тщательно могли проверять, чем именно занимались пришедшие к ним пособники нацистов до перехода в ряды партизан. . . (Сам первый командующий УПА Роман Шухевич больше года служил у немцев в Абвере и до сих пор толком неизвестно, чем он там занимался.) Как же можно однозначно утверждать, что бывшие фашистские каратели, перешедшие в УПА, это 'единичные случаи'?..
Многие программные решения бандеровских съездов достойны уважения, но всеми ли эти решения выполнялись? Неужели все бойцы и полевые командиры были настолько 'политически сознательными'?..