Справка "Чемпионат.ру"
Федотов Владимир Григорьевич.
Родился 18 января 1943 года в Москве.
Воспитанник московской ФШМ. Первый тренер - Константин Иванович Бесков.
Клубная карьера: ЦСКА (1960-1975).
Достижения в качесте игрока: чемпион СССР (1970).
За сборную СССР провел 22 матча, забил 4 гола.
Тренерская карьера: Начальник СДЮШОР ЦСКА (1985), тренер в команде ЦСКА (1978-1980, 1984, 1995-1996), тренер "Динамо" Москва (1994), тренер "Асмарал" Москва (1992), тренер в олимпийской сборной СССР (1980), тренер в сборной СССР (1981-1982), главный тренер СКА Ростов-на-Дону (1981-1982, 1986-1987), главный тренер "Асмарал" Москва (1989-1991), главный тренер "Мухаракк" Бахрейн (1992-1993), главный тренер клуба "Спартак" Владикавказ (1993), главный тренер "Металлург" Липецк (1998), главный тренер "Сокол" Саратов (1998-1999), главный тренер "Черноморец" Новороссийск (1999), главный тренер "Левски" София, Болгария (2000), главный тренер "Арсенал" Тула (2001), тренер в сборной России (2001-2002), тренер "Спартак" Москва (2002-2003), технический директор "Спартак" Москва (2003-2006), главный тренер "Спартак" Москва (2006-2007), спортивный директор "Москва" Москва (2007-2008).
Достижения в качестве тренера: обладатель Кубка СССР (1981), серебряный призёр чемпионата России (2006). Умер 29 марта 2009 года.
В московском «Спартаке» Владимир Федотов дал жизнь целому отряду молодежи: Шишкин, Сабитов, Ребко, Иванов, Кудряшов, Дзюба, Прудников, Динеев… Их так и называли – «пионеротряд Федотова».
– Для меня Федотов навсегда останется «тренером номер один», – делится заигравший при нем в основе Роман Шишкин, нынче отданный в аренду «Крыльям». – Любил он нас, молодых, особенно. Сколько помню его, Григорьич всегда ездил на стадион имени Нетто, где тренировались дублеры. А там время от времени у каждого из нас случался в душе маленький бунт: «Все! Надоело ждать – уйду в аренду!». Скольких же парней Федотов спас от побега из «Спартака»! Всякий раз он подходил к бунтарям и говорил: «Терпите!» Мне сказал: «Шиша! Работай и не сдавайся. Придет еще в „Спартаке“ твое время».
– Владимир Григорьевич был очень добрым человеком, – говорит спартаковец Олег Динеев. – Бывало, сыграю неудачно, Федотов отловит меня в Тарасовке в коридоре – и давай журить-выговаривать. Но быть жестким у Федотова катастрофически не получалось. Вся его жесткость была наигранная…
– Мой переход в «Спартак» еще не был делом решенным – и мне велели ехать к Федотову, – вспоминает первую встречу с наставником спартаковец Ренат Сабитов. – Я волновался, накручивал себя и переживал всю дорогу. А он снял мое напряжение за одну минуту. Усадил меня на стул, улыбнулся и сказал: «Хочу тебя видеть в команде!»
Обычно ведь как бывает: заходишь в комнату к человеку – и что-то непременно бросается тебе в глаза. В комнате у Федотова бросалась в глаза его улыбка. Он и сам, как человек, раз и навсегда врезался в сердце и память.
О его смерти я узнал от Ромы Павлюченко. Спрашивал на днях у знакомого доктора: «Можно мне навестить Григорьича?» Он сказал: «Ему получше, но ты подожди немного: пусть организм окрепнет». А на следующий день Федотова не стало…
Источник: sovsport.ru
Без Федотова
Честно говоря, я в шоке. Но в отличие от большинства болельщиков, которые могут просто помолчать, я должен что-то сказать. Издержки профессии, чтоб её... Попробую...
С Владимиром Григорьевичем Федотовым мы познакомились в 1998 или 1999 году, когда он возглавлял саратовский "Сокол", а я ездил туда в командировку, поглядеть на успехи саратовского клуба. Нас познакомил Женя Герасименко, друг и коллега по "Футбол-Ревю". Женьку убили несколько лет назад в Саратове...
Но успех тогда к Федотову не пришёл, он не смог вывести команду в Премьер-Лигу и был отправлен в отставку. В городе его обожали. Наверное, такие чувства он вызывал в любом месте, где появлялся.
Всегда доброжелательный, остроумный, иногда слишком резкий - он был очень интересным, и человек, который с ним общался, обязательно попадал под его обаяние. Он не боялся говорить, что думает, не боялся косых взглядов. Говорил, что так воспитал его отец - великий форвард Григорий Федотов, который в своё время смог отказать Василию Сталину, настойчиво звавшему форварда в свою команду. Но Федотов-старший всю жизнь посвятил ЦСКА. И Федотов-младший всю свою игроцкую карьеру провёл в ЦСКА.
Вообще это тяжёлое бремя - быть сыном легенды. Это когда все тебя сравнивают и оценивают, а потом про себя говорят: "А папа-то лучше играл"... Владимир Григорьевич фамильной чести не уронил, став одним из лучших форвардов своего времени, был чемпионом СССР, лучшим бомбардиром союзного первенства. В качестве тренера привёл ростовский СКА к победе в Кубке СССР.
Это потом его уже начало мотать по свету. Где он только не работал, кому только не помогал! И никогда не чурался роли помощника главного тренера, не стыдился зависимости и подчинённого положения. Просто футбол был смыслом его жизни, и в другой ипостаси он себя не мыслил. Федотов без футбола - это что-то невероятное, такое невозможно было себе представить. В те короткие периоды бездеятельности Владимир Григорьевич очень переживал, но внешне оставался таким же. Посещал все московские матчи, общался с друзьями, а потом как поступало предложение, пусть даже и не очень перспективное, с головой окунался в работу. Не мог он без футбола.
Своего настоящего тренерского шанса Федотов ждал очень долго. И получил его, когда ему уже было за 60. Но разве кто-нибудь мог дать новоявленному главному тренеру "Спартака" больше 50, Владимир Григорьевич всегда выглядел бодро и на здоровье никогда не жаловался. Это назначение оказалось последним в его жизни...
Да простят меня болельщики "Спартака", но 2006 год был единственным, когда я желал чемпионства красно-белых. Я очень хотел, чтобы Владимир Григорьевич выиграл, но победу тогда одержал другой клуб. И у меня были двойственные ощущения. Я был рад и огорчён одновременно. Хотя победы Федотов никогда не ставил на первое место. Самым главным всегда для него была сама работа, и он отдавал ей себя без остатка. Он, конечно, хотел побеждать, но ощущение востребованности было важнее.
"Спартак" он привёл к серебру и вывел в Лигу чемпионов. Тогда он нас всех радовал гимном Лиги чемпионов, который стоял у него на мобильном телефоне. Это он вспомнил классика, сказав про судей лермонтовскими строчками: "Есть божий суд, наперсники разврата". Об этой фразе он потом сожалел. Федотов долго отходил от матчей, особенно неудачных. Винил в поражениях себя, считал, что где-то ошибся, недоработал...
Я не буду рассказывать дальнейшую эпопею тренера в "Спартаке", пусть клуб сам занимается копанием в своём грязном белье. Но Федотов ту отставку переживал очень болезненно.
Потом Владимир Григорьевич какое-то время работал в "Москве", но последнее время снова был невостребован.
Мне трудно представить, что его больше нет. Его, в котором жизни и энергии было больше, чем в каждом из нас. Мне трудно представить нелепость ситуации. Ему стало плохо на даче, его отвезли в обычную районную больницу и только потом перевезли в Боткинскую. И здесь я тоже воздержусь от резких слов, ведь человека уже не вернуть....
Врачи до последнего надеялись на то, что ещё крепкий организм 66-летнего человека выдержит. Последние 13 дней своей жизни Владимир Григорьевич провёл в коме.
Но организм не выдержал.
Сегодня все мы потеряли очень хорошего человека. Фаната своего дела. Человека, посвятившего себя футболу на сто процентов.
Прощайте, Владимир Григорьевич.
"Чемпионат.ру" выражает свои соболезнования семье Владимира Федотова.