В смысле?
- В прямом. Построит команду, обведет тяжелым взглядом, выберет жертву и начинает: "Я не зря тревогу бил!" Буря могла грянуть на ровном месте. Ладно бы, вызвал человека - и дал по шапке. Но нет, обязательно надо прилюдно напихать. Хотя представляю, каково было выслушивать все это, допустим, Бокию. Взрослый мужик, трое детей - а его как пацана перед строем чихвостят.
- Зато Дасаеву и Черенкову в "Спартаке" все сходило с рук?
- Ага. Федор, впрочем, по части режима был безупречен. В отличие от Рината, который отдыхать умел. Но сами посудите - молодой, красивый, холостой. В его двухкомнатной квартире ребята постоянно собирались.
- Дасаев вспоминал, что жены спартаковцев за это сильно на него обижались.
- Не забывайте, мы почти круглый год сидели на сборах. Знаете, например, сколько провели дома в год подготовки к московской Олимпиаде? 72 дня! Дали выходной, так за это время надо успеть все. А жены разные бывают. Встречались в "Спартаке" и такие, которые названивали игрокам посередь ночи: "Не знаешь, где мой муж?"
- В команде лишь Бубнов держался особняком?
- Да, один из немногих. Карл Маркс у него стоял на полке, журнал "Коммунист". Членом партии был. Мы с юмором к этому относились. А что касается игры, Бубнов всегда был профессионалом. Его и Лобан уважал.
- В 80-м конфликт с Бесковым вспыхнул из-за того, что он обвинил вас в продаже матча "Карпатам"?
- Это стало последней каплей. Чуть раньше с Бесковым возник инцидент в Будапеште, где играла сборная. Я после матча никогда не ужинал. Не шел кусок в горло. Зато к четырем часам утра просыпался волчий аппетит. Поэтому в Тарасовке всегда просил поваров оставлять еду в холодильнике. На выездные же матчи брал с собой что-нибудь поесть. Бесков знал об этой особенности организма. Но в Венгрии, увидев, что с ужина несу в номер тарелку, накинулся: "А-а, опять закуску тащишь?!" Обидно стало - не передать! Дальше - игра во Львове. Был день рождения Бескова. Футболисты скинулись, подарили ему маленький телевизор "Электроника". Бесков говорит: "После игры - банкет". "Спартак" уже обеспечил себе серебро, а "Карпатам" лишь победа позволяла удержаться в высшей лиге. Хозяева умоляли - помогите! Но мы ни в какую не соглашались. Минут за восемь до конца при счете 0:0 мяч попал мне в плечо. "Точка". Степа Юрчишин не промахнулся. Проиграли. На Бескове после матча не было лица. Да и сам я, баран, масла в огонь подлил.
- Каким образом?
- Захожу в автобус и громко говорю: "Кто-то нам банкет обещал…" Молодой был, наглый. Константин Иваныч тогда ничего не сказал. А утром приезжаю в Тарасовку, навстречу уборщица: "Вагиз, говорят, ты матч продал…" О-па, думаю, началось. И в сердцах написал заявление: "Желаю служить в рядах Советской Армии". Между прочим, был один важный момент, о котором никто не знает. В середине того сезона меня неожиданно вызвал Бесков: "Слышал, ты в ЦСКА намылился?". Я в шоке: "Да что вы! Какой ЦСКА?!"
- Лукавили?
- В том-то и дело, что нет. И близко таких мыслей не было. Чем угодно поклясться могу. Но жизнь пошутила - и спустя полгода я действительно оказался именно там. Для Бескова это был удар. Узнал он об уходе перед последней игрой с "Черноморцем". Я пришел на установку, а Бесков сказал: "Вон! Ты уже не игрок нашей команды". И добавил: "Раз предал клуб, то предашь и сборную". Еще и оттуда убрал. Если б не Колосков, который за меня вступился, в сборную при Бескове дорога была бы закрыта.
- Именно в то время Валерия Николаевна позвонила вам со словами: "Я не позволю тебе над Костей издеваться"?
- Да. Я уж не помню, что ответил. Сейчас у нас прекрасные отношения. Валерия Николаевна - волевая, властная женщина. Не верю в разговоры, будто она могла влиять на определение состава - Бесков никому не позволялвмешиваться в свою работу. Зато дома она была абсолютной хозяйкой. Бесков слушал ее беспрекословно. Однажды по случаю Дня милиции приехал в Тарасовку в мундире полковника. Валерия Николаевна заставила его надеть. Ох и красивый был! Как же ему форма шла!
- Бывали в их доме на Маяковке?
- Пару раз. Запомнил попугая, который постоянно повторял: "Костя на работу, Лерочка - гулять". Судьба его сложилась печально. Как-то у Бесковых собралась большая компания. Попугай вылетел из клетки, и кто-то из гостей на него наступил. Валерия Николаевна так расстроилась, что праздник моментально закончился.
- Почему раньше, когда знакомились с девушками, представлялись Игорем?
- В татарских семьях так принято. Например, мать у меня Талига Бектемировна, но по паспорту - Татьяна Борисовна. Сестра - Эльмира, а во дворе ее с детства зовут Ира. И меня в интернате все называли Игорь. Недавно номер был. Стою с друзьями, подходит парень: "Привет, Игорек". Все оглядываются, мол, кто же здесь Игорь. А я сразу все понял. А как мою фамилию коверкали! В 78-м Симонян впервые вызвал в сборную на матчи в Иран. Любопытная получилась поездка. Сначала Газзаев там ключицу сломал, потом в Иране революция началась, нас еле успели вывезти. Возвращаюсь в Москву - Жора Ярцев привозит костромскую газету, в которой три строки о нашем матче. Заканчивалась заметка так: "Гол у нашей сборной на 78-й минуте забил Хидия Тулин". После этого в команде меня еще и Тулиным звали.
- Сестра ваша давно замужем за Иваном Ляхом, главным тренером "Шинника"?
- Уже лет тридцать. В ростовском спортинтернате встретились.
- Говорят, каждый человек хоть раз в жизни, да становился жертвой мошенников…
- Машину у меня украли, "шестерку". Квартиру два раза обчистили. Особенно запомнился первый случай, когда с Фетисовой жили. Я сидел на сборах перед игрой с Киевом. Лада звонит: "Квартиру обокрали". Бесков меня отпустил сразу. Коллекция пластинок собралась приличная, мы с Ладой фанатами были. Фаусто Папетти, Адриано Челентано… В мои же спортивные сумки уложили - и вынесли. Бабуля-соседка сидела на лавочке. Да, говорит, все видела. "Выносили в сумках, а написано не по-нашему". "Adidas" на них было написано", - объяснил я. Но, честно говоря, непереживал. Знал - еще заработаю. Я в Союзе получал зарплату министра.
- Вам нравится ваша сегодняшняя жизнь?
- Не совсем. Если б не было этих потерь… Понимаю, что время ускользает. Многого уже не успеть. Приходит степенность. Я очень этого боюсь. Смотрю на некоторых сверстников - и вижу, что с возрастом меняются не в лучшую сторону. А я неугомонный!
- Это точно. И степенность, кажется, вам не грозит.
- Ну и прекрасно!..